Здесь вы можете задать вопросы руководству,

пообщаться с другими пользователями

 и поделиться своим опытом.

Главная \ Работа с семьей \ Полезные статьи \ Психосексуальное развитие детей в дошкольном возрасте

Психосексуальное развитие детей в дошкльном возрасте

Поговорим о сексуальном развитии детей в дошкольном возрасте

Когда дети показывает свои гениталии, подглядывают за другими детьми во время посещения туалета, или совершает манипуляции со своими половыми органами, с чужим телом или просят других детей проделать что-нибудь с их собственным телом, взрослые испытывают шок или испуг. Но, несмотря на неприятие подобного поведения детей взрослыми, все перечисленное входит в рамки нормального поведения для дошкольного возраста.

Проблемной ситуацией остается сложность реагирования и разговора с ребенком на эту тему. Чтобы правильно выстроить разговор, следует сначала избавиться от мифа об асексуальности детства.

Известно, что уже в перинатальном периоде развития ребенок получает множество впечатлений, связанных с половыми органами. Так у грудных младенцев замечена мастурбация, которая со стороны выглядит, как напряжение всего тела, сжатие бедер и попытка «сделать мостик», после чего наблюдается разрядка и расслабление. У мальчиков также в этот период случается эрекция, которая возникает и период сосания материнской груди.

Всему дошкольному периоду свойственны сексуальные переживания, опыт и открытия. Важно понимать, что детские сексуальные переживания не идентичны переживаниям взрослого человека.

Детская сексуальность имеет совершенно иное содержание и является важным этапом психосексуального развития личности.   Так, исследования ученых и наблюдение за детьми 2-х лет показывают, что дети еще не могут определить пол обнаженных людей, изображенных на картинках. Они способны отличить девочку от мальчика, чаще только по одежде. Но уже к 3-м годам дети открывают для себя мальчиков и девочек по разным «штукам». До этого возраста дети активно исследуют свое тело, но не переносят этот опыт в социальную сферу. Вместе с тем, малыши активно включаются в социосексуальные игры, в которых исследуется как свое тело, так и партнера по игре. Сюжеты игр могут быть разнообразными: «В доктора», «Дочки-матери», где присутствует раздевание, купание, переодевание, поцелуи, задирание платьев и спускание штанов, манипуляция своими органами и другого, рассматривание итп. Следует отметить, что интерес к этой теме проявляют одинаково, как девочки, так и мальчики.

Статистика говорит о том, что 90% детей узнают о различии полов и сексуальности от сверстников. Поскольку дома ребенок не может получить исчерпывающий ответ на свои вопросы, а застигнутые врасплох родители пытаются переключить внимание на что-то другое, «продвинутые сверстники» готовы предоставить информацию с подробностями, которая неточная и откровенно натуралистическая, наполненная детской фантазией со специфическим сексуальным языком. Этот сленг передается от ребенка к ребенку, за который взрослый ругает и не может произнести вслух.

 

         Язык взрослых отличается от детского еще и интонацией, которая оказывает серьезное влияние на то, как ребенок будет относиться к своему телу, своей сексуальности в настоящее время и в будущем. Это может быть язык отвержения, стыда и стеснения, который закладывают у ребенка задатки будущих сексуальных отклонений и неудач.

Язык любопытства и гордости способствует обучению малыша дружить со своим телом и принимать его проявления как выражение себя. Немой язык подталкивает ребенка к собственным исследованиям, чтобы понять, что с его телом не так и почему он не может говорить об этом.

Существует опасность интерпретации взрослым в описании увиденных сексуальных игр детей. Крайне нежелательно, чтобы взрослые использовали свой опыт и осведомленность в разнообразии сексуальных практик для описания действий детей. Дети всего этого еще не знают, они просто исследуют тело, им это интересно. Не стоит видеть «секс» в сексуальных играх детей.

Задача родителя - сформировать у ребенка культуру отношения к телу и находить компромисс между потребностью его «эго» и социумом.

Рассмотрим типичные правила поведения взрослого в ситуации, связанной с проявлением сексуального поведения ребенка:

  1. Прежде чем разговаривать на эту тему с ребенком, важно уважать его личность и право на конфиденциальность. Для этого надо создать необходимые условия, чтобы ребенок чувствовал себя безопасно.
  2. Для начала разговора потребуются специальные слова и дружелюбная интонация: «Ты только что сделал одну вещь, и я хотел (а ) бы с тобой поговорить об этом» (Лучше всего спросить ребенка как он сам называет ту часть тела, которой уделяется повышенное внимание).
  3. Затем, важно отметить для ребенка, что эта часть тела имеет свое взрослое название (пенис, влагалище или вагина, половые органы, половой член, половые губы) и будет очень важна потом, когда ребенок вырастет. Именно она позволяет людям иметь детей, поэтому ее берегут, что эта часть тела очень личная, о ней надо заботиться и ее никому не показывают. Точно так же как мы никому не показываем попу, когда ходим в туалет, ведь, мы же не приглашаем зрителей. Это только для нас одних, чтобы чувствовать себя удобно и хорошо.

В случае, если эти сексуальные игры произошли в детском саду и вам об этом (конфиденциально) поведала воспитательница, поговорить с малышом об этом следует при удобной ситуации дома, не связывая ее с произошедшим в детском саду. Ни в коем случае нельзя ругать или стыдить ребенка, поскольку он ничего плохого не сделал. Основная воспитательная цель – научить сдерживать свои порывы в публичных местах. Если у ребенка много любопытства, то родители могут поискать мультфильмы или книги, предназначенные для этого возраста и

 

показывающие в доступной форме, чем различаются мальчики и девочки, откуда берутся дети итп.

Лучше, разговор вести маме, поскольку в дошкольном возрасте эмоциональный контакт с ней намного прочнее. Когда мама уже осведомлена о том, что ее малыш играет со своими половыми органами или исследует их у других детей, ей нужно как-то отреагировать. В этом случае, специально вызывать ребенка на серьезный разговор противопоказано, так как ребенок оказывается совершенно незащищенным в этой ситуации. Он боится, что, возможно, воспитательница за его спиной уже пожаловалась маме, и она будет его ругать. Безопаснее, когда разговор происходит, как-бы между прочим, например, через игру или в ходе рассказывания сказки на ночь.

Психолог Н.А.Болдырева предлагает поиграть в «слонов». Известно, что дети дошкольного возраста значительную часть времени проводят в сюжетно-ролевой игре, в которой участвуют различные персонажи, животные. Можно предложить ребенку поиграть в слонов, которые тоже посещали детский сад и смоделировать нужную ситуацию. Важно не торопить ребенка и дождаться инициативы от ребенка, который через свой персонаж предлагает, например, снять трусики и показать писю. Если ребенок не инициирует этого, тогда ваш «слоник» говорит, что хочет писать и бежит в туалет, и тут же вы вводите другой персонаж, который бежит следом и пытается рассмотреть, что в трусиках у слона. И вот в этот момент важно продемонстрировать нужную модель поведения. Слоник говорит, что он не снимает трусики при посторонних, потому что это очень личное, и он показывает писю только доктору, если она заболит. А когда все хорошо, пися - только для его глаз, и он ни с кем с ней не поделится. Ему конечно интересно, какие писи у других деток, но он понимает, что их писи – это их личное. Возможно, ребенок спроецирует еще какие-либо ситуации, которые сориентируют вас в ваших дельнейших игровых действиях.

Важно не пугать и не запрещать, а показать альтернативные способы поведения, как можно справиться со своим желанием. Лучше опираться на последствия и переживания: «ведь это так неприятно, когда кто-то видит то, что ты не хотел показывать».

Не забывайте оказывать ребенку поддержку, говорите, что вы его любите и верите, что в следующий раз, он справится со своим любопытством.

 

 

В статье использовались материалы специалистов-психологов по семейному консультированию И. С. Адмиральской и Н.А. Болдыревой

«Сексуальные эксперименты и исследования в дошкольном возрасте»/Справочник педагога-психолога № 6, 2014