Здесь вы можете задать вопросы руководству,

пообщаться с другими пользователями

 и поделиться своим опытом.

Главная \ Родителям \ Психологическая служба

Психологическая служба

"Гиперактивный ребенок в детском саду"

     Воспитатели: Баранова Л.Л.,     

Велигорская В.В.

     По данным специалистов, чуть ли не половина детей страдает так называемой гиперактивностью. Не только в нашей стране, но и во всем мире количество таких детей неуклонно возрастает. Если ребенок гиперактивен, то трудности испытывают не только он сам, но и его окружение: родители, одногруппники, воспитатели...

     Такому ребенку необходима своевременная помощь, иначе в дальнейшем может сформироваться асоциальная или даже психопатическая личность: известно, что среди малолетних правонарушителей значительный процент составляют гиперактивные дети.

  Под гиперактивностью принято понимать чересчур беспокойную физическую и умственную активность у детей, когда возбуждение преобладает над торможением. Врачи полагают, что гиперактивность является следствием очень незначительного поражения мозга, которое не определяется диагностическими тестами. Говоря научным языком, мы имеем дело с минимальной мозговой дисфункцией. Признаки гиперактивности проявляются у ребенка уже в раннем детстве. В дальнейшем его эмоциональная неустойчивость и агрессивность часто приводят к конфликтам в семье, детском саду, школе.

    Наиболее ярко гиперактивность проявляется у детей в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. В этот период осуществляется переход к ведущей – учебной – деятельности и в связи с этим увеличиваются интеллектуальные нагрузки: от детей требуются умения концентрировать внимание на более длительном отрезке времени, доводить начатое дело до конца, добиваться определенного результата. Родители вдруг обнаруживают многочисленные негативные последствия неусидчивости, неорганизованности, чрезмерной подвижности своего ребенка и, обеспокоенные этим, ищут контактов с психологом.

     Психологи выделяют следующие признаки, которые являются диагностическими симптомами гиперактивных детей.

1.Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, корчится, извивается.

2. Не может спокойно сидеть на месте, когда этого от него требуют.

3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.

4. С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (на занятиях, во время экскурсий и праздников).

5. На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца.

6. При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания).

7. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.

8. Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.

9. Не может играть тихо, спокойно.

10. Болтливый.

11. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).

12. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.

13. Часто теряет вещи, необходимые в детском саду, школе, дома, на улице.

14. Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, но приключений или острых ощущений специально не ищет (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).

     Все эти признаки можно сгруппировать по следующим направлениям:

  • чрезмерная двигательная активность; 
  • импульсивность; 
  • отвлекаемость
  • невнимательность.

     Диагноз считается правомерным, если наличествуют, по меньшей мере, восемь из всех симптомов. Так, имея довольно хорошие интеллектуальные способности, гиперактивные дети отличаются недостаточностью речевого развития и тонкой моторики, сниженным интересом к приобретению интеллектуальных навыков, рисованию, имеют некоторые другие отклонения от средних возрастных характеристик, что приводит к отсутствию у них интереса к систематическим, требующим внимания занятиям, а значит, и будущей или настоящей учебной деятельности.

У кого чаще наблюдается гиперактивное поведение: мальчиков или девочек?

   По данным психологов, гиперактивность среди детей от 7 до 11 лет в среднем составляет 16,5%. Среди мальчиков — 22%, среди девочек — около 10%. Почему гиперактивных мальчиков гораздо больше, чем девочек?

    Причины могут быть такими: большая ранимость мозга плодов мужского пола по отношению к различным видам патологии беременности и родов, при которых страдает развивающийся мозг. Возможно, свою роль играют функциональные и генетические факторы. Кроме того, считается, что меньшая степень функциональной асимметрии у девочек создает больший резерв для компенсации нарушений тех или иных высших психических функций. Возможно, над девочками больше довлеют нормы социального поведения, с детства, внушающие им послушание. В качестве разрядки девочка может просто пореветь, тогда, как мальчик в аналогичной ситуации скорее станет “бегать по потолку”.

      Коррекция в семье

     Обогатить и разнообразить эмоциональный опыт гиперактивного ребенка, помочь ему овладеть элементарными действиями самоконтроля и тем самым несколько сгладить проявления повышенной двигательной активности – значит, изменить взаимоотношения его с близким взрослым, и, прежде всего с мамой. Этому будут способствовать любое действие, любая ситуация, событие, направленные на углубление контактов, их эмоциональное обогащение.

     При воспитании гиперактивного ребенка близкие должны избегать двух крайностей:

– с одной стороны, проявления чрезмерной жалости и вседозволенности; 
– с другой – постановки завышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жестокостью и санкциями (наказаниями).

          Какие же рекомендации дают психологи родителям гиперактивного ребенка и тем самым помогают им в процессе его воспитания?

Первая группа рекомендаций относится к внешней стороне поведения близких ребенку взрослых людей.

  • Старайтесь по возможности сдерживать свои бурные аффекты, особенно если вы огорчены или недовольны поведением ребенка. Эмоционально поддерживайте детей во всех попытках конструктивного, позитивного поведения, какими бы незначительными они ни были. Воспитывайте в себе интерес к тому, чтобы глубже познать и понять ребенка.
  • Избегайте категоричных слов и выражений, жестких оценок, упреков, угроз, которые могут создать напряженную обстановку и вызвать конфликт в семье. Старайтесь реже говорить “нет”, “нельзя”, “прекрати” – лучше попробуйте переключить внимание малыша, а если удастся, сделайте это легко, с юмором.
  • Следите за своей речью, старайтесь говорить спокойным голосом. Гнев, возмущение плохо поддаются контролю. Выражая недовольство, не манипулируйте чувствами ребенка и не унижайте его.

Вторая группа рекомендаций касается организации среды и окружающей обстановки в семье.

  • Если есть возможность, постарайтесь выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения (то есть его собственную “территорию”). В оформлении желательно избегать ярких цветов, сложных композиций. На столе и в ближайшем окружении ребенка не должно быть отвлекающих предметов. Гиперактивный ребенок сам не в состоянии сделать так, чтобы ничто постороннее его не отвлекало.
  • Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. Для этого вместе с ним составьте распорядок дня, следуя которому, проявляйте одновременно гибкость и упорство.
  • Определите для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держите под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жестко. Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.

Третья группа рекомендаций направлена на активное взаимодействие ребенка с близким взрослым, на развитие способности, как взрослого, так и ребенка почувствовать друг друга, сблизиться эмоционально.

     И здесь совершенно незаменима самая важная для детей деятельность – игра, поскольку она близка и понятна ребенку. Использование же эмоциональных воздействий, содержащихся в интонациях голоса, мимике, жестах, форме реагирования взрослого на свои действия и действия ребенка, доставит обоим участникам огромное удовольствие Любите вашего норовистого ребенка, помогите ему быть успешным, когда пойдет в школу, преодолеть школьные трудности. Помните, что “Норовистые дети похожи на розы – им нужен особый уход. И иногда поранишься о шипы, чтобы увидеть их красоту” (Мэри Ш. Курчинка).

     Так что, если у вас гиперактивный ребенок, помогите ему, все в ваших руках, а наиболее эффективные результаты коррекции достигаются при оптимальном взаимодействии медиков, психологов и педагогов.

2020 год

 

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Постарайтесь придерживаться следующих правил в общении с ребенком:

  • он и Вы - величины равнозначные. Выслушивайте маленько­го, не перебивайте его - это первоисточник доверия;

 

  • многословие вредит - ребенок приучается слушать, не слыша;

 

  • работу по дому старайтесь чаще выполнять вместе, маленький должен чувс­твовать, что он нужен большому. Он и Вы - Мы;

 

  • не спешите ругать ребенка, торопитесь замечать его самые маленькие успехи, поощряйте, хвалите;

 

  • случилось ошибиться - признайтесь, ваш авторитет от искренности пострадать не может, только от лукавства, двоедушия, обмана;

 

  • чаще улыбайтесь малышу! Доброжелательность порождает встречную улыбку, снимет любую напряженность.

 

  • учитесь у ребенка непосредственности, чаще вспоминайте, каким вы были в детстве;

 

  • избегайте поспешности, категоричности, малейшего намека на насилие. Размышление и выдержка - первые и главнейшие составляющие успеха;

 Желаем вам успеха! 

Педагог-психолог Баранова Л.Л. (2014 г.)

 

В семье растет будущий школьник

   Готов ли ребенок к школе? Какова роль родителей в подготовке сына или дочери к школе, в чем, по мнению матерей и отцов, должна заключаться помощь будущему школьнику, чему его надо научить до школы?

Большинство родителей, например, понимают подготовку к школе несколько односторонне. Одни заимствуют методы, описанные в популярной педагогической литературе, другие используют советы знакомых и опыт своей собственной школьной жизни и обучают детей чтению, математике и письму. В своем стремлении создать основу для школьных успехов они заходят очень далеко: не только обучают ребенка чтению и математике, но до школы порой проходят почти весь курс 1 класса, используя при этом стабильные учебники, тетради, прописи.

Другие вообще не обращают внимание на интеллектуальное развитие своих детей, считая дошкольный возраст возрастом беззаботных игр и развлечений.

Безусловно, специальная подготовка важна, но она не исчерпывает всего многообразия аспектов, связанных с подготовкой детей к школьной жизни. Оставив в стороне вопросы специальной подготовки детей к школе, нам хотелось бы поговорить о том, что обычно ускользает от внимания родителей, но является неотъемлемой частью проблемы подготовки ребят к учебе.

Переход из детского сада в школу – важный этап в жизни ребенка. Меняется его социальная позиция: он становится школьником, основная деятельность которого – учение.

Как важно ребенку преодолеть первые трудности. Только физически здоровому, закаленному ребенку они под силу. Самочувствие ребенка отражается на его успеваемости. Поэтому забота о сохранении и укреплении здоровья дошкольника - это вместе с тем забота о его будущих школьных успехах.

Гигиенически полноценный ночной и дневной сон, достаточная двигательная активность на свежем воздухе, чередование различных занятий с отдыхом, рациональное питание – необходимые условия, от которых зависит здоровье ребенка.

Режим! Многие считают, что в субботу и в воскресенье от него можно отступить. Родители даже не подозревают, какую «медвежью» услугу оказывают они ребенку. Дело в том, что с нарушением режима происходит ломка так называемого динамического стереотипа, что вызывает дискомфортное состояние дошкольника.

Многолетние наблюдения показывают, как трудно работать с детьми в понедельник: они не собраны, рассеяны, перевозбуждены. Почему возникает такая картина? Ответ прост: родители недооценивают значение режима.

Поздним воскресным вечером нередко видишь в транспорте возвращающиеся домой семьи. На руках родителей утомленные дети. Представляешь, что будет дома: ребенка пытаются уложить в постель, он перевозбужден, поэтому не может унять слезы, не может заснуть, хотя спать очень хочет. Утром в понедельник ребенок, конечно же, никак не может проснуться, подняться с постели, быстро собраться. Родители раздражены медлительностью ребенка, считая, что он нарочно не хочет одеваться. В ход пускаются педагогические, а чаще антипедагогические меры, в результате день начинается со слез, с огорчений, несправедливых наказаний. Появившись в детском саду в таком настроении, ребенок становится раздражительным, агрессивным, упрямым. Так неумеренное стремление родителей дать детям как можно больше впечатлений приводит к отрицательным результатам.

В семье, где есть дошкольник, необходимо всегда помнить о режиме. Важно, чтобы и в выходные дни ребенок вовремя завтракал, обедал, ужинал, чтобы он мог днем отдохнуть, побыть на свежем воздухе, а вечером в точно определенный час лечь спать.

О закаливании говорят много и будто бы убедительно. Однако родители нередко страшатся его: «Какое закаливание! Чуть недосмотришь, уже чихает и кашляет!» Закаливающие процедуры в каждом конкретном случае надо выбирать, исходя из сезонных условий, состояния здоровья и индивидуальных особенностей ребенка. Предварительно следует посоветоваться с лечащим врачом. Однако закаливающие мероприятия не помогут, если не заботиться о рациональной одежде ребенка.

Как только наступает прохладная погода, детей стараются одевать потеплее. Такая «забота» часто доходит до абсурда. Иной раз видишь, что на ребенка надевают так много всякой одежды, что он становится неподвижен и вынужден всю прогулку стоять  или сидеть. В таком случае никакая одежда не может спасти его от холода. Некоторые дети, прилагая огромные усилия, все –таки начинают двигаться. При этом очень скоро они становятся потными. И в том и в другом случае ребенок может простудиться.

В детских садах с родителями постоянно проводятся беседы о том, как следует одевать детей. Несмотря на это, приходится наблюдать такую картину. На улице уже припекает теплое весеннее солнышко, а дети одеты так же, как и при 20-градусном морозе.

А сколько говорится об облегченной одежде детей в помещениях. Ведь в групповых комнатах всегда тепло. А как одеты дети? Теплые шерстяные платья, фланелевые рубашки, кофты, свитера, шерстяные колготки. Удивительно ли, что при такой одежде ребенок потеет, а потом простужается.

От кого же зависит, будет ли ребенок здоров. Прежде всего от родителей. Если малыша при плюсовой температуре привели в детский сад в шубе и меховой шапке, воспитатель при всем желании никак не сможет исправить ошибку таких «заботливых» родителей.

Одежда детей должна быть теплой, легкой, непромокаемой, соответствовать погодным условиям дня – это одно из важных звеньев в системе закаливания ребенка.

В дошкольном возрасте особенно велика потребность детского организма в движении. Создаются ли в семье условия, обеспечивающие двигательную активность детей? Во дворе все больше появляется площадок со спортивным оборудованием. Эти площадки пользуются любовью у детворы. Бывает, что не всем детям позволяют походить по бревну, подняться по стенке, перелезть через препятствие. Детей предостерегают «Упадешь! Это опасно!» С завистью поглядывает такой ребенок на товарищей: ведь сидеть с мамой или бабушкой на скамейке так скучно. Страх родителей вполне оправдан, но он не должен мешать детям развивать силу, выносливость, ловкость, координацию. Ведь можно помочь ребенку, подстраховать его, если он не уверен в себе, порадоваться вместе с ним маленьким победам.

Много приносят пользы и доставляют радость подвижные игры на воздухе, катание на велосипеде, санках, коньках. Правильно делают те родители, которые активизируют двигательную активность детей, а не сковывают ее, с уважением относятся к интересам и потребностям ребенка, а не бранят его постоянно за стремление побегать и попрыгать, разъясняют необходимые правила безопасности.

 В последние годы в семьях, где есть дети, все острее встает новая проблема – просмотр телевизионных передач. К сожалению, приходится сталкиваться с тем, что дети проводят много времени у телевизора. Некоторые из них просматривают все передачи подряд, в душной комнате, часами оставаясь неподвижными. Обилие впечатлений возбуждает и утомляет ребенка. Таких детей почти невозможно отправить погулять. Им уже не хочется кататься на коньках или играть в футбол. Все это заслоняет от них экран телевизора. Дети превращаются в маленьких старичков: поели и на диван. Даже на даче телевизор не выпускает их из своего плена. Наблюдая эту картину, хочется сказать: «Внимание! Опасность!» А родители? Неужели они не понимают, что необходимо ограничиваться лишь специальными передачами, предназначенными для детей определенного возраста. Может быть, и понимают, но не задумываются над этим. Ребенок сидит у телевизора, ни к кому не пристает. Взрослые могут заниматься своими делами, в доме тихо. Как удобно!

Такая прикованность к телевизору появляется еще в дошкольном возрасте, если родители не заботятся о правильной организации досуга ребенка, не прививают любовь к спорту, не побуждают к творчеству.

Став школьником, ребенок также будет тянуться к телевизору. Его трудно приобщить к активному отдыху, без которого невозможна успешная учеба. Уроки он будет делать наспех.

Учение – это серьезная работа, которая будет оцениваться взсроылми не так, как игра.

Пока ребенок маленький, его часто хвалят за то, что он быстро и хорошо поел, убрал игрушки, самостоятельно оделся. Большинство родителей не скупятся на такую похвалу.

Проанализируйте, всегда ли похвала, которую вы так щедро расточаете, заслужена ребенком.

На скамейке возле песочницы две мамы оживленно обсуждают что-то. К одной из них подбегает дочурка лет 4 – 5  и просит взглянуть на песочный замок, который она построила. Маме не хочется прерывать беседу. Она делает вид, что издалека видит постройку, и говорит дочке: «Молодец». Девочка удовлетворена.

Другой эпизод. Папа включил телевизор, а ребенку чтобы тот не мешал, дал карандаш и бумагу. Прошло немного времени, рисунок у мальчика готов. Он подходит к отцу и показывает свое произведение. В рисунке цвета подобраны неудачно, пропорции предметов не соблюдены. Однако папе некогда рассмотреть рисунок и тем более посоветовать или помочь исправить недостатки. Значительно легче сказать сыну, что он молодец и попросить его нарисовать еще «такую же хорошую картину». На какое-то время отец избавлен от общения с ребенком. А сын действительно начинает верить, что у него хорошо, а главное, так быстро и легко получается.

Однако через некоторое время, когда ребенок также наспех, без особого усердия выполнит  школьные задания, папа рассердится, потребует задание переделать, чтобы все было сделано правильно, аккуратно и красиво. Ребенок же, не умеющий оценивать результаты своего труда, привыкший получать похвалу взрослого за все, чтобы он ни сделал, будет недоумевать, раздражаться, у него может появиться неприязнь к учению. Взрослый негодует, ребенок замыкается. Возникает конфликтная ситуация. И вот уже нет того взаимопонимания между ребенком и взрослыми, которое является залогом правильного воспитания.

Похвала оказывает неоценимое воздействие на маленького человека, когда она справедливо заслужена, когда она заработана путем большого усердия, когда одержана победа над собой, преодолены трудности, когда результат усилий может порадовать и самого ребенка, и окружающих.

В связи с этим встает вопрос: как же следует относиться к затруднениям, с которыми дети сталкиваются в процессе выполнения различных заданий? У некоторых детей такое столкновение влечет за собой потерю интереса к тому делу, которым он занимался. А настоятельное требование взрослых довести работу до конца может вызвать отрицательное отношение к любым заданиям взрослого  или натолкнет ребенка на попытку делать все кое-как, не заботясь о качестве результатов. И то и другое может пагубно сказаться на привычках сына или дочери.

Взрослому, конечно, легче выполнить за ребенка какую-то часть работы, чем заставить его самого достичь конечного результата. И тут допускается серьезная ошибка. С одной стороны, ребенку подается дурной пример безответственного отношения к порученному делу, выполнение которого он может бросить в любой момент, с другой стороны, в нем укрепляется неуверенность в своих силах. Кроме того, ребенок привыкает, что мама или папа сделает трудную работу за него.

Формирование умения доводить дело до конца, преодолевать, трудности, не переключаться с одного на другое – важная педагогическая задача, стоящая перед родителями. Для этого требуется внимательное, тактичное, доброжелательное, но вместе с тем и требовательное отношение родителей к процессу и результатам любой деятельности детей. В разных случаях и по отношению к разным детям нужно подбирать особые методы, стимулирующие детскую деятельность. Это и обучение отдельным способам работы, выбор наиболее экономных и целесообразных из них, совместное с ребенком продумывание последовательности операций, это утверждение важности порученного дела и, наконец, контроль за выполнением задания. Проявляя педагогическую находчивость, родителям следует создавать такие условия, при которых у сына или дочери не накапливался бы отрицательный опыт. В любом деле, если вы хотите получить желаемый результат, опирайтесь на положительные эмоции ребенка.

В настоящее время дошкольники получают большой объем информации. Источником ее являются телевидение, радио, книги, рассказы взрослых. Вместе с тем нередко бывает, что обилие информации развивает ребенка односторонне. Он многое знает и охотно воспроизводит известные ему факты. Однако не всегда мы можем получить от такого ребенка объяснение этих фактов, дать им свое собственное обоснование. Если дошкольник, впитывая информацию, остается при этом пассивным, то у него может сформироваться так называемая интеллектуальная лень. Ребенок не хочет размышлять, не умеет сопоставлять и анализировать отдельные факты, боится высказать свое суждение.

Родителям необходимо направлять работу мысли детей, побуждать их высказывать свое мнение о прочитанном или увиденном, вовлекать в беседы о различных явлениях общественной жизни, окружающих предметах. Во время чтения, рассматривания иллюстраций, прослушивания радио и телепередач имеет смысл ставить перед ребенком вопросы, приковывающие его внимание к ключевым явлениям или событиям.

Важно также бережно относиться к вопросам, которые возникают у детей в результате наблюдения ими различных явлений. Не спешите сразу же все разъяснить ребенку, дать готовый ответ. Лучше помогите ему самому сравнить новые для него факты и явления с хорошо знакомыми и понятными. подведите ребенка к выводу, который он сделает самостоятельно. Это будет большая его победа.

Развивая мышление и формируя познавательные интересы дошкольника, вы готовите благодатную почву для предстоящей учебной деятельности.

К концу дошкольного возраста у ребенка складывается привычки, связанные с культурой общения с окружающими. Ребенок должен уметь выражать свои просьбы в спокойном и вежливом тоне, употреблять в речи слова «пожалуйста», «спасибо», «извините», не перебивать говорящего, быть предупредительным. Важно, чтобы нравственные представления не оставались в пределах рассуждений о добре и зле, о дурном и хорошем, не были далекими от действительности, чтобы нравственные правила стали нормой поведения, внутренним убеждением ребенка, чтобы он следовал известным ему правилам всегда и при любых обстоятельствах.

Формирование привычек поведения зависит прежде всего от примера, который показывают дошкольнику родные и близкие. От того, как родители разговаривают между собой, со старшими представителями семьи – бабушками и дедушками, как родители обращаются к ребенку, как папы и мамы ведут себя в транспорте, на улице, в магазине и других общественных местах. Ничто не остается незамеченным для ребенка. К сожалению, не всегда взрослые это учитывают и являют собой образец для подражания. Вместе с тем они требуют от детей выполнения правил культуры, подкрепляя это высокими словами о нравственности. Ребенок быстро усваивает подобную манеру поведения. В детском саду он вежлив, предупредителен, сдержан, а незнакомым взрослым может нагрубить, надерзить. А дома превращается в маленького деспота, требующего от взрослых удовлетворения любых своих прихотей, криком и слезами добивается желаемого, не считает нужным говорить «пожалуйста», благодарить за услугу. Если это происходить, то вы воспитали лицемера, прекрасно  понимающего, где и как должно себя вести, а где можно отступить от правил.

Взаимоотношения, которые складываются у ребенка со сверстниками, во многом будут определять его отношение к предстоящей школьной жизни. Как ребенок сможет войти в новый для него коллектив, найти себе товарищей, быть верно понятым, не поднятым на смех – все это волнует будущего школьника. И чтобы у  ребенка складывались доброжелательные, ровные, устойчивые отношения с товарищами, необходимо еще в дошкольном возрасте познакомить его с правилами, регулирующими поведение в коллективе: умей договориться, уступи, помоги товарищу, будь справедливым и честным. Важно научить ребенка проявлять внимание к товарищу, замечать, что другому необходимо твое участие, сочувствие, и, что особенно важно, научить радоваться победам товарищей, искренне огорчаться их бедам и неудачам.

В заключение хотелось бы пожелать родителям успехов в созидании личности ребенка, в отыскании тех единственно верных тропинок, которые помогут сыну или дочери выйти на широкую дорогу школьной жизни.

 

 Педагог-психолог Баранова Л.Л. (2015 г.)